Hosted by uCoz
История города Почепа - Город-воин, город-крепость.
Город-воин, город-крепость.

 

В апреле 1500 года к Ивану III прислали «бить челом» князь Семен Иванович Можайский-Стародубский и князь Василий Иванович Шемячич, чтобы «государь их пожаловал, взял к себе и с вотчинами». Этим значительно облегчалась для Московского государства задача овладения северской землей. 3 мая 1500 года из Москвы выступил воевода Яков Захарьич Кошкин — Захарьин «со многими людьми» к Брянску и в северскую землю. Успешно действовали Московские войска. «Краткая Волынская летопись» за 1500 год сообщает следующее: «Того же лета побра великий князь Иван Васильевич Московский городы литовский не сам, но люди свои посылаше, многие силы, без вести, и взя грады Мцънеск, Любутеск, Брянеск, Трубчевск, Новгородок-Съеверский, Радогощь, Почопов, Гомеи, Стародуб, Чернигов». Понятно, что здесь идет речь о городе Почопове (Почепе) как уже о сложившемся центре, а для этого необходимо время. Таким образом, год упоминания города, это не время основания. Возник он на много раньше в XIV, XIII веках. А может быть, его основание относится к еще более раннему времени? Есть предположение, что Почеп возник по замыслу брянских князей для защиты западных границ от польско-литовского давления. Город-крепость входил в состав цепи (чепи) пограничных крепостей. У краеведа Торикова М. Е. была старинная карта (к сожалению, не сохранилась), на которой на месте сегодняшнего названия города было написано Редцоп (Редцеп). А кандидат филологических наук, наш земляк из с. Сетолово Григорий Исаевич Стафеев, работая в архивах со старинными документами, встретил написание «Почеп» слитно и по «Чеп» раздельно. Он предполагает, что крепость могла называться «Чеп», что на местном языке означало накладной замок — чепок. А может быть, наш древний город имел еще какое-либо название? Ведь как свидетельствуют исследования археологов, Почепское городище имеет многослойные пепелища. Город не раз выгорал и возрождался снова. Трудно сказать, всегда ли он поднимался к жизни под одним и тем же названием.

Переход многих северских городов под власть Москвы, не сделал их жизнь более мирной. Литва не хотела примириться с потерей Северской области и полтора века не оставляла попыток вернуть ее. Немногочисленные документы XVI века дают возможность представить, какую беспокойную жизнь вели жители нашего края, находясь на рубеже русской земли. В возобновившейся Русско-Литовской войне, крымские татары вместе с литовскими отрядами летом 1534 года разорили окрестности Новгород-Северского, Стародуба, Радогоща (Погара), а также южную часть Брянского уезда. В сентябре этого же года под Стародуб приходили литовские войска под командованием воеводы Андрея Немировича и осаждали город и окрестности. Подошли к Радогощу и сожгли его. В 1535 году польско-литовское войско во главе с литовским гетманом Юрием Радзивиллом, осадило Стародуб. После месячной осады город был взят. Жители, спасшиеся от смерти и плена, рассеялись по всему краю и навели ужас своими рассказами. В то же время почепский воевода, Юрий Ушатый, в связи с болезнью уехал из города, поручив начальствовать в нем Федору Сукину. Новый начальник, не надеясь на крепостные укрепления города Почеп, сжег их и все посады. Жители города ушли, захватив с собой, что могли, а остальное спрятали, зарыв в землю. Поляки, оставив развалины Стародуба, нашли на почепском пожарище несколько бедняков и принудили их присягнуть королю Сигизмунду. Несомненно, подобное присоединение почепской земли не могло быть действительным. Положение в северской земле вскоре стабилизировалось. Уже в октябре 1535 года были построены новые земляные укрепления в Почепе, затем в Стародубе. Во второй половине 40-х — начале 50-х годов XVI века основное внимание правительства Ивана IV было обращено на восток, это было связано с Казанской войной. В эти годы русские воеводы с войсками лишь изредка оказывались в городах Брянского края: в 1549—1550 годах — в Почепе, в 1550—1551 — в Карачеве, однако с 1557 года они уже находились почти во всех городах. С 1555 года наместником в Почепе был Игнатий Борисович Блудов, в 1558 году — Михаил Федорович Санбулов, а через год городом управлял уже князь Иван Дмитриевич Дашков.

Иван IV решил изменить тактику борьбы с крымскими татарами, также периодически нападавшими на русские города и селения. Было решено от обороны перейти в наступление. Впервые такая попытка была предпринята в 1555 году, когда боярину Ивану Васильевичу Шереметьеву и другим воеводам было приказано собирать войска в Белеве, а «детям брянским северских городов было велено собираться в Новгородке в Северском с почепским наместником Игнатием Борисовичем Блудово; а собравшись ему с теми детьми боярскими... идти на поле». В 1556—1559 годах русские войска неоднократно предпринимали новые походы «в поле», в основном удачные. Противники Русского государства: белгородские и крымские татары, литовцы, поляки продолжали периодически разорять пограничные крепости, города, селения. Во время Ливонской войны (1563 год) 21 мая князь Вишневецкий с черкасами (казаками) и белогородскими татарами «изгоном, войною многие волости черниговские, стародубские и почапские повоевали и в Радогоще (Погаре) посад пожгли». Через два года «литовский воевода Фил он Семенович Кмит взял местечко Почеп, забрал имущество, захватил караваны турецкие и армянские, самое местечко Почеп сжег». В октябре 1571 года ожидалось нападение литовского отряда «на стародубские места и на почепские» с территории левобережной Украины. Получив это сообщение «послал государь в Почеп воеводу Федора Нагово». В этих же местах действовал в ноябре 1580 года со своим войском казацкий гетман Оришевский. Он сжег жилую часть Стародуба, затем совершил нападение на Почеп, но был отбит и покинул Северскую землю, захватив большую добычу. Вот такой героической и полной трагизма предстает перед нами в XVI веке история нашего Почепа, города-воина.

На протяжении XVI века Почеп являлся одной из сильных сторожевых крепостей. А с 1571 по 1598 год она входила в оборонительную линию, охранявшую юго-западные рубежи Русского государства. Эта засечная черта начиналась в Калуге и шла через Серпейск на Брянск, Почеп, Стародуб. Охрану оборонительной линии несли 78 «детей боярских» полковой службы, 247 «детей боярских» конских с пищалями, 160 «засечных сторожей», 460 казаков и стрельцов из близлежащих городов, в том числе Стародуба, Почепа, Мглина, Брянска и других:, а также ратные люди, присланные из Москвы.

Как же выглядела Почепская крепость?

«...Состояла она из пяти башен и из дубовых срубов, внутри которых была заспана земля и песок. Стены укрепления по периметру достигали 740 саженей. В крепости имелось 4 ворот: на Стародуб, Мглин, Трубчевск, Смоленск. Оборонительные сооружения располагались на правом возвышенном берегу реки Судость (в районе нынешнего Ильинского храма). Река в те времена ближе подходила к горе и заполняла водой ров, опоясывающий крепость с севера. А с юго-запада ее огибала река Немига со своей прозрачной ключевой водой. Крепость имела 5 медных пушек, к ним более 6000 ядер и 7 пудов железа для их изготовления, 16 пудов пороха, 10 пудов свинца, 153 пуда горючей серы, 217 литров селитры. Кроме того, было 53 мушкета и 50 гранат...».

При описании крепости названы две реки: Судость и Немига. Каждая из них имеет свою историю. О. Г. Сурмачев, исследуя название «Судость» приводит несколько версий.

1. Данное название состоит из двух славянских корней: суда (т. е. лодки) и гость, что означало «купец». Река была судоходной, и по ней плавали купцы с различными товарами. Тогда ее называли Судогость, а когда река обмелела и потеряла свое торговое значение, стала называться Судость.

2. Фольклорист-этнограф П. И. Якушкин в «Путевых письмах из Черниговской губернии» приводит интересный диалог из прошлого века. «Какая у вас река? — спросил я у переправляющихся на пароме со мною казаков с возами дров под самым городом Погаром. — Наша река называется Судость. Вода уже очень сладкая, оттого и зовется Сладостию, — отвечал один из них. — По-нашему Сладость, а по-татарски — Судогость. Все одно и то же слово».

3. В «Словаре народных географических терминов» Э. М. Мурзаева объяснено, что в переводе с татарского часть слова «су» — означает воду, ручей, речку.

4. Возможно, название реки произошло от балтийского слова саудастие (судастие) . До сих пор название реки Судость остается нераскрытой тайной.

Г. И. Стафеев предполагает, что когда-то давно к нам переселились из Белоруссии крестьяне. Они основали белорусскую слободу, которая располагалась на берегу реки. Они, в память о своей родине, назвали реку — Немига (в Белоруссии есть река с таким же названием, приток Свислочи — Немига). Крестьяне переселялись на наши земли неоднократно. Сохранившаяся челобитная за 1633 год на имя царя Михаила Федоровича гласит: «Милосердный государь, пожалуй, нас холопей своих, вели нам дать в Почеп к своему воеводе к Андрею Ива­новичу Зеновьеву свою грамоту, чтоб нам отвел землю, где с женами и детишками жить и тебе, государь, служить, чтоб не могли бы похолопить нас ни бояре, ни дворяне...». Это были выходцы из г. Кричева, 50 человек.

Ввиду приграничного положения города Почепа основную часть его населения составляли служилые люди: стрельцы, пушкари, затинщики, казаки, а также посадские люди, крестьяне. Хозяйственными занятиями были: хлебопашество, огородничество, скотоводство, рыболовство, различные лесные промыслы (охота, бортничество), ремесла и торговля. В начале XVII века резко обострилась классовая борьба крестьян, казачества, городских низов против феодального угнетения. Огромную роль сыграл и трехлетний неурожай (1601—1603 г.г.), разразившийся страшным голодом в стране. Об этом можно судить по записи неизвестного почепского жителя от 2 мая 1603 года, согласно которой на церковном погосте в Почепе «закопали... человек с триста». Прежде всего, смерть от голода настигала пришельцев из других мест, но не обходила она и местных жителей: «Прихожие люди мерли голодною смертью, мерли и в Почепе и на посаде». Многие голодающие крестьяне, горожане, мелкие служилые люди попадали в долговую кабалу к феодалам, превращались в холопов. Те из них, что оставались в живых, превращались в убежденных врагов правящего в то время царя Бориса Годунова. Не случайно, именно холопы стали основной силой разразившихся в голодные годы крупных народных выступлений под руководством Хлопко, И лейки Муромца, Ивана Болотникова. Летопись «Иное сказание» прямо указывает на участие жителей нашего края в восстании Ивана Исаевича Болотникова «...и поползоша в погибель сами города: Путивль и Рыльск, Чернигов и Муромск, Курск и Стародуб, Кромы и все грады Северские».

В это «смутное время» появляются самозванцы на Российский престол: Лжедмитрий I (1603—1606) и Лжедмитрий II (1607—1610), ставленники польских магнатов. На сторону самозванцев переходили многие города и селения. Налицо был новый подъем классовой борьбы, в которой трудящиеся массы активно поддерживали са­мозванцев, надеясь увидеть в них «хорошего» справедливого царя. Так, 15 сентября 1607 года жители города Почепа, при вступлении в него Лжедмитрия II, «...встретили и приняли его с радостью». Все города Северские пошли за самозванцем на Москву.

Осенью 1609 года положение России еще больше осложнилось, началась открытая интервенция Речи Посполитой. Польская армия во главе с королем Сигизмундом III осадила Смоленск. В октябре 1609 года отряды запорожских казаков, пришедших на службу к польскому королю, совершили нападение на Брянск, Почеп и другие города, опустошили их окрестности. 15 марта 1610 года большой отряд под руководством поляка Запорского тайно подошел к Почепу и зажег городскую крепость. «С утра и до вечера сильно защищались» осажденные почепцы, но вынуждены были сдаться. Захваченные в плен воеводы показали, что «при защите крепости погибло более 4000 русских». Многие почепчане попали в полон на долгие годы. Поляки заставляли их на себя работать, менять веру православную на католическую. Почепец Василий Пятов сын Федосеев свидетельствовал: «Взяли де, его в полон литовские люди тому лет с десять, свезли в Литву, во Паволочье; у ксендза не бывал и секраменту не брал». А другой житель Почепа, Анд­рей Унковский, жил в Кракове,., служил у жолнера (военного) у пана Стровского, был в полону 12 лет». Так сообщают документы за 1623—1627 годы. В октябре 1618 года начались переговоры между Русским правительством и Речью Посполитой. Стремясь быстрее выйти из войны, Русское правительство подписало 1 декабря 1618 года в д. Деулино соглашение о перемирии. Россия уступала смоленскую землю и большую часть Северской, в том числе города Стародуб, Почеп, Трубчевск. В городах вновь управляют магнаты и военные державцы польского короля. Часть населения переселилась в Брянский и другие уезды. Важнейшей внешнеполитической задачей правительства Михаила Романова было воссоединение утерянных русских земель. В июне 1632 года Земский Собор высказался за начало войны против Речи Посполитой. Русская армия двинулась к Польше, однако ее продвижение было задержано, так как в южные земли вторглись отряды крымских татар. Но уже 17 ноября к Почепу из Брянска подошли ратные люди во главе с брянским воеводой Н. В. Аладьиным. В тот же день «с литовскими людьми был бой под Почепом,и на том бою литовских людей побили и живых поймали, а урядника Яна Лапинского ранили. Ян с того бою побежал в Стародуб, а остальные литовские люди, которые было, заперлись в Почепе... да били челом и город сдали».

В середине декабря 1632 года вновь литовские войска вторглись на почепскую землю. Посланные из Почепа ратные люди во главе с Иваном Слизневым и Леонтием Семичевым настигли их на мглинском городище. Здесь 20 декабря русские воины «многих литовских людей побили» и захватили в плен 30 человек. А уже 26 декабря, прибывшие в Почеп мглинские мещане: «Ивашка Мичюра со товарищи» от имени пославшего их населения «государю крест целовали».

Успешно развивались для русской армии военные действия в Северской области и в последующее время. Однако весной 1633 года польско-литовские войска снова активизировали свои действия на южном фланге. 26 марта большой отряд неприятеля подошел к Стародубу, но понеся потери во время приступа, отступил. 14 июня 1633 года 3000-й отряд подошел «под Почеп... ночи украдом и к городу приступили жестоким приступом со всех сторон и ворота у острога учали было сечь», но в связи с большими потерями отступил.

Наконец война с Польшей закончилась заключением 3 июня 1634 года Поляновского мира. Границы не изменились, земли лесной полосы Стародубщины и Черниговщины попрежнему принадлежали Польше. Владельцем Почепа, с окружающими поселениями, стал стародубский маршалок поляк Киерла. При нем из крестьянского населения выделялась особая «казацкая корогва, отбывавшая замковую послугу», т. е. оберегавшая почепский замок (крепость). Казаки этой корогвы наделялись за службу землей.

Являясь полноправными хозяевами наших земель, поляки беспощадно эксплуатировали местное население. К феодально-крепостническому гнету присоединился гнет национальный и религиозный. Насильственно насаждалось униатство. Поляки начали строить костелы в городах: Почепе, Погаре, Стародубе. Глубоко оскорбленный и возмущенный гнетом польских магнатов народ восстал против угнетателей. С июня 1648 года народное восстание под руководством Богдана Хмельницкого охватило северную часть чернигово-северской земли. На помощь восставшим пришли запорожцы. 13 июня одним из отрядов был занят Новгород-Северский. Пан Киерло из Варшавы выслал 5 пушек и порох для подкрепления почепской крепости. Поляки старались удержать город, но казаки, вместе с восставшим населением, освободили его, а также Погар и Стародуб. В захваченных городах восставшие продержались недолго. В августе 1649 года Богдан Хмельницкий вынужден был подписать Зборовский договор с Речью Посполитой. Этот договор давал некоторую автономию населению Украины, но в то же время предоставлял право польским панам вернуться в свои имения. Киерло опять стал писаться почепским державцем и назначил подстаростой Александра Есимонта.

Однако не всюду крестьяне встречали польских фео­далов с покорностью. Русский посол в Польше Г. Пушкин сообщил, что в 1650 году по возвращению польских панов «около Чернигова, Стародуба и Почепа все мещане взбунтовалися... многих панов своих побили».

С весны 1652 года вновь активизируется борьба народных масс против польско-литовских войск и шляхты. По словам украинского летописца «в том року знова по городах много панов пропало, которые на свои маетности наездили, было, бо знову оных поспольство позабивало». Восстание охватило и территорию запада Брянщины: «того ж року из Севери, то есть из Стародуба, Почепова, Мглина, Дрокова жолнеров выгнало поспольство, много оных погромивши».

Затяжная война с Польшей, периодические нападения татар, народные восстания привели к значительному сокращению населения, к упадку хозяйства на территории Украины. В этих условиях гетман Украины Богдан Хмельницкий, выражая волю украинского народа, обратился к России, к правительству Алексея Михайловича Романова, принять Украину в подданство и оказать помощь военными силами. 1 октября 1653 года Земский Собор в Москве удовлетворил просьбу украинского народа о воссоединении с Россией и объявил войну Польше. Снова начались военные действия, но теперь украинские казаки действовали совместно с русскими войсками. 8 января 1654 года в г. Переяславле состоя­лась украинская Рада. В присутствии большого русского посольства представители украинского народа единодушно решили: «чтоб вовеки вси едино были». При воссоединении Украины с Россией наш Почеп вошел в Гетманство, как сотенный город, Стародубского полка.

В этом же году в Почепе была выстроена новая крепость. В описи за 1654 год сообщается: «Город Почеп стоит на реке Судости: в том городе на посаде поставлены две церкви деревянные: церковь во имя Спаса, а другая во имя святого пророка Ильи. Да в том же Почепе, над рекою Судостью, на горе поставлен городок, огорожен стоячим острогом...».

Почепская сотня была «едва ли не самая большая в Малороссии, как по своему пространству, так и по населению». В ней было 40 атаманов и 856 казаков. Здесь находилась сотенная канцелярия, которой подчинялись казаки, служилые люди. Первым Почепским казачьим сотником был Петр Иванович Рославец, выходец из местных мещан. У него было два брата, также проживавшие в Почепе. Младший, Иван, занимался торговлей, а старший, Авдей, занимал уряд сотника. Петр Рославец был неграмотным, но энергии, предприимчивости, смелости ему было не занимать. Его несколько раз назначали стародубским полковником и столько же снимали. Во время его правления на территории Стародубского полка строилось много мельниц, буд, руден осаживались новые деревни. Так как земля здесь была неплодородная, то местное население не могло обойтись одним земледелием и занималось промыслами. В 1656 году город Почеп получил так называемое «магдебурское право», дававшее городскому населению некоторые льготы и преимущества в торговле и самоуправление Грамота на вольность почепским мещанам была вновь подтверждена в 1666 году царем Алексеем Михайловичем, В ней говорилось: «В нынешнем во году били челом нам Великому Государю, Нашему Царскому Величеству, города Почепа Михаиле Павлов и все мещане... И мы… почепских мещан пожаловали на стародавнее их право и вольности, сию Нашу Царского Величества жалованную грамоту дать им велели». В городе было введено ратушное управление. Через год царский стольник Хлопов выдал почепским мещанам «память», которой были определены как имения на содержание ратуши и ее урядников, так и количество тех сборов, которые горожане должны были платить в царскую казну.

Крестьянское население Почепской сотни распределилось на 3 группы: одна принадлежала «до двора гетманского», другая — до ратуши почепской и третья жила в селах и деревнях «владельческих». Всех поселений было около 150, из них ровно половина была ратушных, около 40 — владельческих, а остальные принадлежали «на булаву» (гетману). Центрами казацких сотен являлись преимущественно местечки. Почеп был также местечком. В разные годы почепскими сотниками были: Наум Григорьевич Ноздря (1670, 1683—1684), Яков Федоро­вич Кащанский (1677), Авдей Иванович Рославец (1669, 1672, 1678), Адам Байдак (1687—1688), Осип Мартынович (1692, 1700), Лукьян Иванович Рославец (1697, 1704—1709), Иван Михайлович Губчиц (1735–1749), Василий Иванович Губчиц (1749—1763), Алексей Данилович Дзевович (1763—1769) Алексей Булашевич (1-й сотни 1772), Моисей Аршук (2-й сотни 1775—1783). Под руководством сотников почепские казаки защищали рубежи русского государства.

Несмотря на лихолетья XVII века, медленно, но все же развивалось сельское хозяйство края. Во многих местах соху меняли на плуг с сошником, вместо суковатки начали применять деревянную борону. Расширился ассортимент возводимых культур: озимая и яровая пшеница, рожь, ячмень, овес, горох, просо, греча, капуста и лен. В большом количестве сеяли коноплю, из которой получали масло и пеньку. Славился Почеп своим пеньковым и гончарным промыслами. Мастера из пеньки вили веревки, канаты; гончары из глины изготавливали раз­личную посуду. Поташ добывался из золы деревьев и шел на изготовление пороха, мыла, стекла. Места, где добывали поташ, называли «будами», а где вырабатыва­ли жезла — «руднями». Изготовление стекла называ­лось «гутницким» промыслом. В настоящее время толь­ко названия селений нашего края «Буда», «Рудня», «Гута» напоминают о старинных промыслах.

Почеп являлся важным центром русско-украинской торговли. Ежегодно в нем устраивалось по 4 ярмарки «...на коих люду собиралось тысяч до десяти и более». Самая богатая ярмарка, известная с 1665 года, осенняя — Ильинская. Все можно было купить в Почепе, «начиная с редкой римской монеты и заканчивая изделиями из слоновой кости»...

В XVII веке были учреждены по городам и селениям для взаимной поддержки ремесленников и ограждения их прав цехи. Цехов было столько, сколько существовало различных ремесел. В 1722 году в Почепе были сапожницкий, пекарский, ткацкий, кравецкий цехи, в них насчитывалось до 200 человек. Были у нас мастера по выработке белых и черных кож. Некоторые жители выезжали в дальние места для покупки хороших лошадей и затем перепродавали их в Почепе. За рыбой ходили на Дон. Господствующее положение в торговле зани­мали мещане. В 1660 году в Малороссию пришло большое польское войско. Объединенная русско-украинская армия Шереметьева и Хмельницкого потерпела ряд поражений. В течение семи лет длилась эта изнурительая война, истощившая обе стороны. В 1667 году было заключено Андрусовское перемирие. С этого времени вся территория современной Брянщины окончательно вошла в состав России. Почеп потерял свое положение одного из стражей границы, которое занимал более 150 лет. И если в эти беспокойные годы «претерпел оный город многие перемены и несчастия», то отныне наступил гораздо более спокойный период его жизни.

К началу

Hosted by uCoz