Город в начале XX века |
---|
|
Большинство строений Почепа были деревянными, и только в самом центре, где жила местная буржуазия и помещики, находились красивые кирпичные особняки, магазины, склады. В связи с такой плотностью построек часто возникали пожары. Они были самым страшным бедствием. Обычно пожары возникали ночью, когда город глубоко спал. Внезапный тревожный набат пожарного колокола, вначале висевшего на каланче, а затем на звоннице собора, будил жителей. Багровые языки пламени, освещавшие зловещим светом небосклон, ближайшие строения, усиливали тревогу. Город невольно оживал, наполнялся воем и лаем собак, шумным говором взрослых, плачем детей. Бочки с водой подвозили на лошадях, люди суетились с ведрами, однако эффект тушения был ничтожным. Только с появлением в городе фельдшера Акима Прохоровича Куприенко, положение изменилось к лучшему. Помимо основной работы Куприенко занялся устройством противопожарной охраны города. Он создал дружину вольного пожарного общества и стал ее командиром. Пожарный колокол отбивал и время суток. Удары его отличались от сигнала "на пожар" размеренным боем. Дежурный, живший в доме под каланчей, имел казенные часы, ведь в то время редко у кого они были. |
В начале XX века в городе была нотариальная контора, в которой работали почетные граждане Федор Федорович Павловский и Антип Данилович Жигунов. |
Наиболее состоятельные почепчане являлись агентами частных страховых обществ: "Северное общество" - Афанасий Иванович Антипенко, "Надежда" - Моисей Евсеевич Жарковский, "Коммерческое страховое общество" - Давид Абрамович Эйделыптейн, "Русское страховое общество" - Фалка Еселевич Добкин. |
В городе до сих пор сохранилось немало старинных домов: двухэтажный особняк, принадлежавший инженеру-технологу по сахарным заводам Черниговской губернии Павлу Федоровичу Булашевичу (1862-1910 г.г.). (На местном кладбище сохранился большой крест из черного мрамора с надписью: "Мир праху твоему дорогой и честный труженик"). Ныне в этом здании находится администрация города. Первый этаж центральной библиотеки - это часть дворца Разумовского. "Красная школа" - бывший дом купца Хайкина, детский сад № 10 - дом купцов Гузиковых, здание военкомата - дом купца Грабора, одно из зданий завода "Контакт" - купеческий дом Тупиковых, редакция газеты "Сельская новь" - Болынунова, гостиница - дом и магазин - Дризо, ряд магазинов по 1-му Октябрьскому проезду - торговые ряды базарной площади. Здесь же находилась стоянка извозчиков. Характерной чертой старого почепского быта были так называемые уличные фамилии и клички. Жители имели по две фамилии: одна официальная, записанная в документах, другая находилась в обиходе улицы и всех знакомых. Некоторые уличные фамилии происходили от имен родоначальников: Якимовы, Кузьмичевы, другие по хозяйственным семейным признакам: Козеняткины, Детяткины. Третьи имели вовсе неопределенное происхождение: Хороборки, Габилькины. Некоторые были не вполне благозвучными, но избавиться от них никто не мог. Кому довелось бывать в нашем крае, тот, вероятно, обращал внимание на своеобразный говор местных жителей. Первое впечатление такое, будто кто-то смешал три языка: русский, украинский и белорусский. А потом еще добавил по горстке слов из тюркских, польского, еврейского и других языков, подчинив все это русской языковой основе. Ученые брались за изучение нашего говора, были попытки придать ему видимость языка, но потом все как-то охладели. А жаль. Для науки говоры Почепского, Стародубского и некоторых других районов нашей области представляют большой интерес. Наши местные говоры несут в себе много элементов древнерусского языка, которые в других местах в живой речи не встречаются. Чередование согласных г-з (нога - нозе), к-ц (руке - руце), х-с (грех - гресе), ск-шт (блеск - блещштить) и др., а также гласных - облако - болочинка, влажный - отволочный и др. Вот такие слова бывают до сих пор в почепском говоре: сустрикать - встречать, услон - скамейка, цеберь - бочонок, чепок - крючок, укроп - кипяток, гора - чердак, оборка - веревка, шворка - маленькая веревка, ганки - ступеньки, крыльцо, маргелка - шапка, клопот - безразличие, рели - качели, гутаться - качаться, луснуть - треснуть, екнуться - упасть, митусить - драться, ли - около, шелупашки - скорлупки, сметте - мусор, дарма - даром, бесплатно, фортка - калитка, куламес - крутая каша, клец - зубья и др. Уже этих примеров достаточно, чтобы убедиться, что "почепский говор - это не испорченный, деревенский язык, как некоторые по незнанию презрительно называют его, а очень интересное для лингвистической науки явление - целый реликтовый языковый заповедник, в котором живут слова и выражения, употреблявшиеся в древние времена. Научно разбираясь в нем, можно сделать очень интересные наблюдения, прийти к важным выводам", - пишет в исследовательской работе "Отголоски древнерусского языка" филолог-краевед Григорий Исаевич Стафеев. Коренная речь изобилует пословицами, поговорками, прибаутками: "Дожили казаки: ни хлеба, ни табаки", "Не умер Данила, а болячка удавила", "Мороз семь баб повез", "Нашел топор под лавкой", "Попал пальцем в небо", "Ни Богу свечка, ни черту кочерга" и др. Почепский язык хочется сравнить с живительной влагой для всякого, кто знает и любит историю родного края. В нем такая бездна загадок, что стоит лишь заняться ими, как откроется целый мир жизни наших далеких предков. |